Этой зимой количество энергоаварий на территории России значительно снизилось. Именно с таким заявлением выступило Министерство энергетики РФ, подводя итоги отопительного сезона. Согласно данным министерства, аварийность на объектах генерирующих компаний снизилась на 6% по сравнению с прошлым годом, на сетевых объектах – на 8,4%. При этом количество крупных аварий, когда без света и тепла остаются много тысяч человек, возросло. Если зимой 2016 года таких аварий было 145, то этой зимой уже 157.
Но это все сухие цифры в целом по России. А что же произошло в Северо-Западном Федеральном округе? В целом количество аварий по округу сократилось, как и по стране, хотя не значительно и итоговая цифра внушительная — почти 600 аварий (в прошлом 626).
В конце прошлого года все энергокомпании отчитывались перед Минэнерго РФ о высокой подготовке к зиме и потраченных миллиардах рублей на ремонты оборудования. Тем не менее, из года в год те же энергокомпании занимаются оптимизацией ремонтной программы и сокращением квалифицированного персонала. Конечно, не от хорошей жизни, а от отсутствия в достаточном количестве средств.
Заместитель министра энергетики Андрей Черезов, выступая на совещании по подготовке к зиме Северо-Западного Федерального округа, отмечал высокую изношенность и устаревание оборудования электростанций и электрических сетей. Традиционно грозил компаниям и разбирал прошлые ошибки. Одной из самых веских причин высокой аварийности он назвал низкий уровень персонала, который работает на энергообъектах. «Анализ аварий показывает…. снижение уровня подготовки и квалификации служб оперативного персонала, ненадлежащем контроле в этом направлении со стороны руководства энергокомпаний. Энергокомпаниям необходимо пересмотреть подходы к подготовке и поддержанию квалификации оперативного персонала. Также необходимо проанализировать, как загружен соответствующий персонал, достаточно ли штатной численности», — отмечал Черезов.
Причины такого положения дел понятны и не меняются много лет. Как отмечает руководитель одной крупной энергокомпании, заработная плата в электроэнергетике остается на протяжении многих лет одной из самых низких. Зарплата оперативному персоналу заложена в энерготариф, и, хотя оплата и индексируется регулярно, но как говорится, выше головы не прыгнешь. Уровень оплаты все равно ограничен тарифом.
Вот и бегут квалифицированные электрики, монтажники, газовики и инженеры в другие отрасли, где зарплаты повыше. Молодежь за такие деньги идет неохотно, да и учить их кадров почти не осталось. Собственно поэтому, что бы ни рапортовали компании, а как приходит зима — жди энергоаварий.
По данным АО «Системный оператор» (компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление энергосистемой РФ) больше всего аварий за этот отопительный период произошло в электрических сетях – более 400. Это примерно столько же, сколько и в прошлом году. Количество нарушений и повреждений по сравнению с прошлой зимой возросло на электросетевых объектах железнодорожников и объектах, принадлежащих МУПам.
А вот на станциях собственники взялись за ремонты и по большей части осилили подготовку. Среди работающих в регионе энергокомпаний сократили количество аварий: ПАО «ОГК-2» — ровно в два раза, ПАО «Т Плюс» в 4 раза – с 43 до 11, ПАО «ТГК-1» с 67 до 50,. «Росэнергоатом» и ПАО «ИНТЕР РАО» показали стабильность и оставили количество аварий на прошлогоднем уровне (8 и 7 соответственно).
Самыми же отстающими среди энергетических и сетевых организаций остаются муниципальные компании. За прошедший отопительный период количество аварий на небольших станциях и в компаниях с участием муниципалитетов увеличилось на треть.
Далеко за примерами ходить не нужно. Та же Архангельская область на подготовку к зиме потратила почти 3 млрд рублей, при этом каждый отопительный сезон сопровождается замерзающими поселками из-за аварий на муниципальных сетях и отсутствием в достаточном количестве топлива. Республика Коми потратила на ремонты оборудования в прошедшем отопительном сезоне 1,7 млрд рублей. При этом во время «разбора полетов» на коллегии Минстроя республики было отмечено, что ряд муниципальных образований вообще не смогли получить паспорта готовности к зиме. А в Вологодской области проверкой нарушений при подготовке к зиме занималась прокуратура.
Получается, государство требует от владельцев энергокомпаний жесткого соблюдения правил подготовки оборудования к зиме, а свои же предприятия не контролирует.
Муниципальных сетей и котельных по округу очень много, и если ими не заниматься, не вкладывать в ремонты денег, то ситуации с порывами теплотрасс и ямами с кипятком будут повторяться каждую зиму. Но это только выглядит просто – пришел, отремонтировал и живи. Все как всегда упирается в отсутствие денег, которых у государства, как известно, никогда нет. Поэтому единственный способ найти средства на ремонты муниципальной собственности – это привлечь инвесторов, то есть заключать с ними концессионные соглашения, налаживать государственно-частное партнерство. Но, к сожалению, руководство регионов по всей стране идет на это не охотно.
Согласно распоряжению Минстроя РФ еще до конца 2016 года все регионы должны были предоставить по пять новых проектов концессии в ЖКХ. По факту исполнили это далеко не все, сопротивлялись как могли.
Как только государство смогло отладить более-менее стабильный и правовой концессионный процесс, то, по данным того же Минстроя, в ЖКХ потекли деньги, и уже смогли привлечь около 200 млрд рублей. После внесения изменений в концессионное законодательство, инвесторам это действительно стало интересно. Более того, статистика свидетельствует, что там, где возникает новая концессия происходит улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%.
Казалось бы, механизм создан, приходи и работай, но по-прежнему остается множество проблем. С одной стороны, нужно дорешать вопрос с прямыми договорами и отсутствием квалифицированных кадров, а с другой стороны – самая сложная проблема – муниципалитеты против концессионных соглашений и прихода частников в управление предприятиями ЖКХ, которые им принадлежат.
Аргументы простые — управлять предприятиями с новыми собственниками станет сложнее, ведь муниципалитеты порой привыкли в ручном режиме управлять и получать прибыль, зачастую не только в бюджет региона, а непосредственно в свой карман.
Казалось бы, самые передовые регионы СЗФО как Санкт-Петербург и Ленобласть должны показывать всем пример, в итоге они одни из первых, кто сопротивлялись введению концессий. Не хотят регионы отдавать возможность частникам контролировать и решать судьбу унитарных предприятий в сфере ЖКХ.
Глава Коми Сергей Гапликов вообще инициировал поправки в действующее законодательство, направленные на то, чтобы разрешить регионам не передавать неэффективные муниципальные предприятия ЖКХ в частные руки, тем самым нарушая поручение президента РФ Владимира Путина. «Бизнес в ЖКХ — прибыльный. Но даже передавая убыточные объекты в частные руки, государству нельзя уклоняться от контрольной функции. Регионам важно контролировать и управлять всеми процессами, касающимися функционирования котельных и другой коммунальной инфраструктуры. Это вопрос энергобезопасности и защиты интересов потребителей»,— заявлял глава Коми газете «Коммерсант».
По сути господин Гапликов сказал сразу за всех губернаторов, которые держатся за свои предприятия ЖКХ – они прибыльные, даже если убыточные, и поэтому региональные власти не хотят их никому отдавать. Вот такой вот парадокс.
Можно сто раз прикрываться аргументом, что государству нужно стать эффективным управленцем, но в конечном итоге каждую зиму получать замёрзшие, холодные трубы и полное отсутствие денег на новые ремонты.
Простой анализ статистики энергоаварий на объектах в Северо-Западном округе показал, что именно частные собственники способны исправить плачевную ситуацию. Все всё понимают, но решать вопрос не торопятся.