Развитие Северного морского пути. Перспективы для России и Коми

0

Российский газовый танкер «Кристоф де Маржери» смог впервые пересечь Северный морской путь на рекордной скорости без сопровождения ледоколов.

Северный морской путь был пройден за шесть с половиной дней.

Ожидания не оправдались?

Сжиженный природный газ (СПГ) планировалось доставить за 15 дней – сообщалось на официальном сайте ОАО “ЯМАЛ СПГ”. Столь быструю трансортировку осуществить не вышло. Общее расстояние от Норвегии до Южной Кореи танкер преодолел за 22 дня.

Несмотря на завышенные ожидания, доставка природного газа через Арктику вышла быстрее, чем по южному маршруту через Суэцкий канал более чем на 30%

Последствия для экономики

Запущенный проект ориентирован в первую очередь на рынки Азии: Корею, Японию и Китай – основной рынок Катара. «Ямал СПГ» также может представлять угрозу, например, для Норвегии, т.к. и у их газа появляется российский конкурент. Учитывая уже запланированный рост танкерного флота, баланс сил на мировом рынке СПГ в ближайшее время может неcлабо измениться.

Ложка дегтя

Российская судостроительная инфраструктура пока только создается и большинство имеющейся загружено военными заказами и массой различных средних и маломерных судов, а танкеры нужны прямо сейчас. Поэтому загрузить исполнением танкеров занимается корейская Daewoo. что не является позитивным моментом в рамках взятого страной курса на импортозамещение. Следует отметить, что технология не является уникальной, любой желающий, имея производственные мощности, может построить подобные корабли и Россия не стала бы монополистом на этом рынке.

Перспективы

Только для исполнения текущего заказа на танкеры, в 2914 году были заключены договоры с транспортными компаниями из Канады и Японии сроком на 45 лет. В частности, японская Mitsui OSK оформила заказ на 4 танкера, канадская Teekay LNG – на 6 танкеров. Кроме того, греческая компания Dynagas претендует на заказ еще 6 танкеров. Учитывая примерную стоимость одного судна класса Ямал-Макс в $290 миллионов, общая стоимость заказанных пятнадцати танкеров составляет около 4,5 миллиардов долларов.

Проект является знаковым как в целом для России, так и для арктического региона. Вполне вероятно, что вслед за танкерами по Северному морскому пути скоро пойдут прочие торговые и транспортные суда. Для Республики Коми, несмотря на отсутствие морских портов, тем не менее, открываются новые перспективы. Позиционирование Коми как “Врата Арктики” не прошло зря. Например, строительство инфраструктуры, в том числе “Белкомур”, новые рабочие места и инвестиции в регион становятся все реальнее.

Справка
«Кристоф де Маржери» — первый из 15 танкеров, строящихся специально для проекта «Ямал СПГ». Назван в честь руководителя французской энергетической компании «Тоталь», который погиб в 2014 году в авиакатастрофе. «Тоталь» активно помогает реализовывать проект Ямал СПГ. В зимнюю навигацию 2016-2017 годов танкер успешно прошел ледовые испытания. Судно может осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении и в течение летней навигации — в восточном направлении.

Характеристики судна «Кристоф де Маржери»:

  • Длина 300 метров
  • Ширина 50 метров
  • Водоизмещение 47 00 тонн
  • Вместимость 170 000 кубометров
  • Мощность 54 000 л/с
  • Макс. скорость с грузом 20 узлов

Что вы об этом думаете? Оставьте свой комментарий. Анонимно.