Монумент планируется установить в районе набережной парка им.Кирова в том месте, откуда жители Республики Коми и её столицы на пароходе уходили на фронт.
Жителям Сыктывкара предлагается онлайн-голосование. Также познакомиться с работами в объеме и проголосовать можно в фойе концертного зала «Сыктывкар» по адресу: ул. Бабушкина, 22.
Конкурсная комиссия во главе мэра Сыктывкара Натальи Хозяиновой уже познакомилась с представленными шестью эскизами памятников «Ушедшим на фронт и труженикам тыла» в фойе концертного зала «Сыктывкар» и отдали свои голоса за понравившиеся работы.
Голосование продлится до 21 мая, а сам конкурс до 24 мая.
Победителем станет участник, набравший наибольшее количество баллов. В случае если несколько участников получают равную оценку, решающим будет являться голос председателя комиссии.
Информация о результатах конкурса будет опубликована на официальном сайте администрации Сыктывкара (сыктывкар.рф).
Победитель, занявший первое место, награждается денежным призом в размере 300 тысяч рублей.
Проекты памятников
Вариант 1
Проект представляет собой многофигурную скульптурную композицию, которая визуально разделена на три части. Это метафорический путь от дома до фронта. Фигуры женщин, мужчин и детей олицетворяют всех тех, кто защищал Родину как на передовой, так и в тылу. На первом плане стоят два солдата, которые первыми встали на защиту родной земли, они – авангард. За ними добровольцы, люди мирных профессий откликнулись на призыв о помощи, пока еще в гражданской форме, но уже с винтовками. В их уверенных фигурах нет сомнения, и только последний герой композиции обернулся, чтобы помахать рукой, оставшийся мирной жизни и провожающей его семье.
На втором плане композиции женщина держит в руках ребенка. В ее фигуре читается сила и уверенность русской женщины, рукой она поддерживает старшего ребенка, который мечтает совершить свой подвиг. Он является символом целого поколения маленьких героев, которых называли «сыновьями полка».
И завершает скульптурную композицию девушка. Она является олицетворением того пути от дома до фронта. У нее есть реальный прототип – Лиза Попова – первая женщина-доброволец в Коми АССР.
Скульптурная композиция будет установлена на представляющей барже композиции, на которой добровольцы уплывают в сторону Котласа. Это позволит гармонично вписать скульптуру в окружающее пространство, подчеркнув место бывшей пристани реки Сысола, откуда почти 14 тысяч жителей Сыктывкара и пригорода ушли на фронт.
Вариант 2
Скульптурная композиция «Встреча победителей» является журавлиной песней автора о всех не вернувшихся к родному причалу. Памятник стоит на платформе, олицетворяющей причал. Стержень композиции – мемориальный камень с памятным текстом. Над камнем скульптура «Встреча» – изображение солдат с букетом цветов, на плече которого сидит ребенок. Их руки устремлены вверх в знак ликующей победы. Им вторит птица, расправляющая в небе крылья.
Вариант 3
Скульптурная композиция символизирует вечную память о защитниках родной земли, почтение уважением к героизму предков, которое необходимо передавать из поколения в поколение. В данной композиции воин, русский солдат – символ Победы. С винтовкой на плече, в простреленной развевающейся плащ-палатке, он является доминантой скульптурной композиции, возвышаясь на постаменте простой формы, не утяжеляет фигуру и ее динамику. По бокам на невысоких постаментах, в меньшем масштабе изображены образы тружеников тыла. Слева в композиции изображен момент кратковременного отдыха: присевшую передохнуть на мешок пожилую женщину и девушку, которая держит в руках лопату и плуг, символизируя тем самым нелегкий крестьянский труд. А справа – старик и мальчик, кующие меч как образ оружия победы.
Вариант 4
Скульптурная композиция представляет собой стелу – звезду, символизирующую победителей. На одной из граней барельефа изображен «журавлиный клин» – олицетворение не вернувшихся с войны. С левой стороны стелы представлен скульптурный горельеф «Проводы», а с правой стороны барельеф «Труженикам тыла и встреча Победителей». Сама стела стоит на платформе, так композиция возвышается над амфитеатром замыкающей набережную.
Вариант 5
Скульптурная композиция передает динамику фигуры прощающегося солдата, который находится на расстоянии от остальных фигур. Он уже принадлежит не обычной жизни, а свой фронтовой судьбе. Развивающаяся плащ-палатка подчеркивает движение и организует композиционное пространство. Женщина одета в одежду, характерную для крестьянства Республики Коми. Это придает ее фигуре напряженности и конкретности относительно места установки монумента. Сноп ржаного хлеба, стоящие позади женщины и теленок символизирует неустанную работу в тылу. Фигура мальчика-подростка, стоящего на бревнах с багром в руках, в одежде явно большого размера показывает, что ребенок рано стал взрослым из-за ушедшего на фронт отца. А малыш сидит на бревнах, развернутый к зрителю. Он наблюдает реку со стороны жилого массива. Мальчик символизирует продолжение жизни, непрекращающуюся даже под натиском войны.
Вариант 6
Скульптурная композиция памятника символизирует эмоциональную напряженность между тружениками тыла, оставшимися семьями и уходящими солдатами на фронт. На первом плане композиции изображены женщины, старик и ребенок, которые уверенно смотрят в лицо опасности, их неустанный ежедневный труд стоит на защите ушедших солдат. Во второй части скульптуры изображены уходящие и приходящие солдаты по обе стороны стрелы. На этом месте во время войны на пристани реки Сысола мужчин провожали на фронт и встречали с войны.