Цветение снега в Антарктиде запечатлела художница Виктория Бахерт из Инты

0

В Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте прошла выставка живописных и графических работ Виктории Бахерт «На краю земли».

Выставка посвящена 195 – летию со дня открытия Антарктиды. Работы, в основном, написаны во время 57 антарктической экспедиции на российскую станцию Беллинсгаузен, которую посетила художница в 2012-2013 гг. На выставке были представлены пленэрные изображения – пейзажи, отображающие красоту Арктики, животный мир и деятельность полярников. Среди всех работ, над которым велась работа в течение двух лет после завершения экспедиции, есть несколько, которые заслуживают особого внимания – центральное полотно «На краю земли» и картина, посвященная единственной постоянно действующей церкви  в Антарктиде – церкви Святой Троицы, открытой в 2004 году.

На открытии выставки присутствовали заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий  Лукин, заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ Аркадий Сошников,   директор Русского музея Владимир Гусев, знаменитый полярник и парашютист-испытатель Петр Задиров, член Союза Художников России, участник Артгруппы «Комельфо» Владимир Фомичев, специалист по координации научной работы Русского музея, член Союза Художников России Руслан Бахтияров,  Заслуженный художник России Александр Полозов.

Открытие выставки На краю земли

Виктория поделилась своими воспоминаниями о поездке в Антарктиду:

«Помню, еще в студенческие годы на семинарах по истории искусства меня особенно привлекала жизнь тех художников, творчество которых было связано с военными походами, морскими, археологическими экспедициями, путешествиям, таких как В. Верещагин, К. Коровин, Э. Делакруа, Р. Кент…

В значительной степени мне удается воплощать в своей жизни такие идеалы. В составе клуба «Victoria Artis» я объездила деревни Ленинградкой области, еще хранящие элементы традиционного быта славянских и финно-угорских народностей. В 2012 г.  вместе с художниками клуба совершили поездку на Приполярный Урал в Национальный парк «Югыд Ва».

Во время одной из таких поездок я познакомилась с начальником базы научно-экспедиционного флота института Арктики и Антарктики Аркадием Сошниковым.

В декабре 2012 г. на самолете я отправилась в Антарктиду на русскую научную станцию Беллинсгузен, что расположена на острове Ватерлоо (Кинг Джородж) – оконечность   архипелага Южных Шетландских островов, самая близкая точка к  Южной Америке. Новый 2013 год я уже встречала в теплой компании 57 Российской экспедиции и сотрудников чилийской станции «Фрей», что находится по соседству. В Антарктиду я попала в «разгар» антарктического лета. В самые теплые дни температура воздуха не превышала 10 С. Хотя я сама из Инты, признаюсь, что до этой поездки я и не подозревала, что Южный полюс намного холоднее Северного. Полярная станция Беллинсгаузен находится на 62 гр.  12 мин. Южной широты. В северном полушарии с такой широтой примерно можно соотнести Приполярный Урал. Однако, в отличие от разнообразной многоцветной растительности Северного Приполярья, местный ландшафт представляет собой серую каменистую почву, зеленые островки мхов и лишайников, а солнечные дни добавляют в эту сдержанную палитру необычайно синий цвет воды и неба.

"Над северным морем". Холст, масло; 2013 г.
«Над северным морем». Холст, масло; 2013 г.

Снег, как чистое зеркало отражает все нюансы вечернего, утреннего освещения, днем подобно линзе преломляет свет в бирюзовое свечение. С приближением середины лета природа начинает меняться. На белоснежных склонах появляются зеленые и красные полосы, словно следы, оставленные гигантской кистью. Никак не могла понять, что это? Оказалось, это цветение снега! Летом между российской и чилийскими станциями появляется мощный и веселый труднопроходимый ручей, наполненный красными букашечками – дафниями. Так что к весенне-летнему чаепитию здесь обязательно прилагается закуска из планктона. По преимуществу облачное небо не сразу позволило мне заметить, что солнце двигается по небосводу в обратную сторону. Только через месяц я поймала себя на том, что во время этюда  все время разворачиваюсь за солнцем вместе с этюдником через левое плечо. Месяц убывает и растет в обратном направлении. В редкие безоблачные ночи в небе открывается совсем другая часть космоса, незнакомая.

Мое впечатление о человеческих взаимоотношениях – это, прежде всего,  бережное отношение друг к другу (не смотря на иногда возникающие шероховатости), что в суровых условиях особенно ценно. И это не только в пределах одной станции, но и между всеми исследовательскими базами, расположенными на острове, а их здесь более десяти: Чилийские, Уругвайская, Аргентинская, Корейская, Китайская, а также сезонные станции других стран. Тут существует негласная договоренность помогать друг другу знаниями, техникой — всем возможным. И здесь заведено такое правило: каждую пятницу кто-нибудь из полярников проводит лекцию. Однажды русская гостья с соседней чилийской станции Марина Степанова – профессор физики, «бриллиант» физики, как ее называют в Чили, читала нам лекцию о полярных сияниях. Очень интересно и познавательно.

Картина Виктории Бахерт на выставке На краю земли

Мне со своими творческими планами вписаться в ритм научной станции было нелегко. Трудно было добираться к выбранным пейзажам по рыхлому снегу и холмам с этюдником в непродуваемом комбинизоне и сапогах 45 размера. Большие неудобства создавал ветер — частенько опрокидывал этюдник с холстом. Однажды опрокинул и меня. Дунул с такой силой, что я перевернулась через голову. Еще дополнительную трудность создавали птицы-поморники. Нельзя было на пять минут без присмотра оставить палитру. Тут же склевывали красные краски. Воровали всякую мелочь: очки, перчатки. Как-то на острове Ардли оставили меня без обеда. Не только стащили у меня из-под носа тормозок, но и умудрились его по-тихому съесть у меня под носом. А я не о чем не ведала, пока другую пару хищных птиц не привлек этот милый бивуак. У птиц начался оживленный спор. Не сразу до меня дошло, что спор  идет из-за моих бутербродов… Поморники не только искусные воришки, но, вообще, очень умные птицы. Полярники их ласково называют летающими «собаками», потому что они охотно идут на контакт с человеком.

На острове Ватерлоо состоялась первая выставка моих антарктических работ на празднике в честь дня рождения станции Беллинсгаузен. Я смогла представить около 20 работ. Зрителями были гости со всех близлежащих станций. Во время этой выставки я, пожалуй, впервые поняла насколько неравнодушно и с каким пониманием эти сильные и мужественные люди относятся к искусству. Эта была та ценная для художника ситуация, когда зритель становится соавтором картины».

За период проведения выставки с работами ознакомились более 150 человек, в числе которых сотрудники и студенты Арктического и антарктического научно-исследовательского института, приглашенные гости, и уроженцы Республики Коми, которые проживают в Санкт-Петербурге.

«Выставка стала настоящим открытием этой загадочной, далекой земли, ставшей столь близкой, благодаря таланту Виктории и ее стремлению поделиться со зрителем результатом этой удивительной творческой поездки. Желаю автору новых, столь же масштабных открытий – географических и творческих!», — отметил Руслан Бахтияров.

В этом году художница планирует представить свои работы на Арктическом форуме, а также готовить совместные проекты с Представительством.

Выставка Виктории Бахерт из Инты

*****

Виктория Бахерт  родилась в 1976 г. в пос. Буркандья Магаданской обл., в 1978 г. родители переехали на родину отца в г. Инта.

Первые уроки живописи  получила в Интинской художественной школе у Ярославы Довганюк и заслуженного художника республики Виталия Трофимова.

Окончила  факультет ИЗО РГПУ им. А.И. Герцена и живописный факультет Академии Художеств. Первые художественные выставки прошли в Инте и Сыктывкаре в период обучения.

После окончания учебы участвовала в пленэрах на Приполярном Урале «Инта — 2006», «Инта – 2008», которые были организованы В. Трофимовым и Национальным парком «Югыд Ва».

С 2006 г. – организатор клуба художников «Виктория Артис».  Одна из первых выставок клуба — «Северный свет» была представлена в рамках 86-летия Республики Коми и 15-летия Санкт-Петербургского коми землячества «Неватас».

В дальнейшем художники «Виктория Артис» ездили по деревням Ленинградской, Псковской областей с целью запечатления на холстах особенностей культуры славянских, финно-угорских народов.

В ноябре 2008 г. во Дворце Белосельских-Белозерских и в Белом зале Политехнического института клуб «Виктория Артис» представил выставку «Эхо Руси», иллюстрирующую русские праздники и обряды, сцены крестьянской жизни и пейзажи русской природы.

Открытия сопровождались выступлением фольклорных ансамблей. На открытии выставки «Живой родник» (2010 г.) в музее-квартире им. И. Бродского выступали песенный коллектив «Дзоридз» и фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской Консерватории им. Римского-Корсакова.

В 2009 г. и 2010 г.  – работа над субсидированными Комитетом по культуре творческими проектами клуба.

В 2012 г. снова посетила Приполярный Урал. В пленэре участвовали художники из Инты, Санкт-Петербурга, Москвы. Выставки по результатам пленэра прошли в городах  республики и  в московском Представительстве.

Ноябрь 2012 г. — апрель 2013 г.  поездка в Антарктиду на ст. Беллинсгаузен.

С октября 2013 г. бутафор-декоратор Мариинского театра.

По сообщению помощника Представителя Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации


Что вы об этом думаете? Оставьте свой комментарий. Анонимно.