Аранец (Печора, Республика Коми) — информация о деревне

0
Фото ВК: https://vk.com/wall-219467402_182

Деревня Аранец (Оранец – с ударением на «А», по-коми – Аранеч) вольно раскинулась на высоком живописном берегу Печоры. Выше и ниже деревни в Печору впадают ручей Вертный и речка Большой Аранец, давшая, вероятно, название деревне. Аранцами, или оранцами, ранцами, по Далю, в Сибири называли каменистые, скалистые горы. Считается, что название речка получила из-за высоких берегов. Возможно, это и так, но главные горы здесь – действительно скалистые и каменные – на востоке: в хорошую погоду от Аранца открывается потрясающий вид на Саблинский хребет, даром что до него почти полсотни километров.

История

Основан Аранец был в 1671 (по другим источникам – в 1700, 1776) году, переселенцами с реки Мылвы (по другим источникам – из деревни Савиноборской). Среди основателей и первых жителей упоминаются фамилии Пыстин, Сыско, Мезенцев, позднее – Логинов.

Однако селиться в этом месте люди начали, вероятно, гораздо раньше. Во всяком случае, о «чудских ямах» (средневековых могильниках) на берегу Печоры близ Аранца известно с начала XX в.: в 1902—1903 гг. здесь проводил раскопки известный полярный путешественник В.А. Русанов. Другой исследователь Севера, Андрей Журавский, писал в 1910 г. о «чудских курганах... у деревни Оранец, расположенной около границы Вологодской губернии при «Сибиряковском Тракте»..., в которых находятся серебряные бляхи чуди (в виде летучих мышей, сов) и др. предметы».

По ревизским сказкам, в деревне Усть-Аранецкой Устьсысольского уезда Вологодской губернии значатся в 1782-м 2 двора, 16 человек, в 1834-м – четыре двора, 37 человек. В 1888 г. дворов было уже 26.

Занятиями жители Аранца, кроме рыболовного и охотничьего промысла, были торговля и извоз. Развивались животноводство, ремесла. Привольные припечорские луга позволяли держать много скота, в том числе овец. По Припечорью Аранец славился сукнами. В «Обозрении Архангельским губернатором Голицыным» 1888 г. сообщается, что во всем Печорском крае единственная деревня Аранец Устькожвинской волости производила сукна, в том числе и на продажу – ижемским и отчасти чердынским купцам. Сукна производили двух цветов: белые и темно-коричневые, по цвету овечьей шер­сти; кроме того, делали сукна полосатые – бело-коричневые. Этим производством было занято 10 из 26 имевшихся тогда в Аранце дворов. Там же сообщается, что аранецкие чулки и рукавицы (вязание было обычным занятием женщин Припечорья) ценились почти вдвое дороже ижемских, поскольку изготовлялись из чистой овечьей шерсти, тогда как ижемцы добавляли к ней коровью и собачью.

«Ворота Урала»

Но главное, конечно, Аранец был известен с древних времен как начало дорог за Урал. Отсюда начинался один из древнейших трансуральских, или, как говорили в старину, «чрезкаменных» путей – Ляпин-Аранецкая дорога длиной 256 верст, соединявшая Аранец на Печоре и юрты Ляпинские на сибирской реке Ляпин, притоке Оби.

В середине XIX века, как утверждал Гофман, это был «самый езжалый путь сообщения, соединяющий Печору с Березовым – от деревни Оранец на Печоре, мимо Сабли, чрез долины рек Вангера и Мань-Я, к гopе Квосьм-Ньер, потом через долину реки Пуль-Я в лесистую равнину, а по ней к pеке Суккер-Я, впадающей в Сак-Я».

Ключевыми участками этой дороги были два горных перевала – так называемый Щокурьинский проход – с реки Щекурьи на западный склон, и проход Саблинский, или Аранецкий перевал. Именно его – «конец горы Сабли и горы Черный нос – последней горы, после которой путь до Аранца идет по болотам» – оленеводы всегда считали самым трудным и опасным местом на этом пути.

Собственно, в разных источниках, как и на местности, существует несколько проходов в Сибирь, начинающихся из Аранца. Первый участок пути представляет собой 50 км овеянных дурной славой Аранецких болот, с переходом через Аранецкий перевал.

После перевала путь (слово «дорога» здесь кажется все-таки не совсем уместным) мог идти через Седью болотами на Большой Паток (только зимой) либо подниматься по Седью на Войвож-Сыню и затем через ее верховья опять же на Паток.

Отрезок Аранецкой дороги на Войвож-Сыню проходил по берегу Седью – раньше, вероятно, по левому, в наши дни – по правому

Еще один вариант перехода за Урал, совсем уже горный, шел еще выше, через р. Вангыр и ручей Скалистый в истоки Большого Патока.

Этот самый северный проход по Вангыру упоминается в «Живописной России» (1901 г.): «в числе горных проходов, пользующихся особой известностью, чрез которые обитатели Азии и Европы перегоняют свои стада оленей и перевозят товары для менового торга: Саблинский – от деревни Оранец, на Печоре, мимо Сабли, чрез долины реки Вангери, Пуль-Я и Суккеры-Я...».

С Патока также было несколько вариантов перехода: самый верхний – к Щекурьинскому перевалу через р. Манью, либо ниже, по притоку Патока, со спуском на реку Щекурью восточного склона.

«Нижним» вариантом был подъем по левому притоку Патока Патоквожу и перевал на Щекурью в 5 км ниже истока, мимо массива горы Неройка. Этот перевал был лесистым и более защищенным от ветров, однако пройти буреломы берегов Патоквожа было непросто.

Венгерский путешественник Антал Регули, описывая в 1847 г. в письме к академику Кеппену трансуральские пути, имел в виду, вероятно, именно этот вариант: «Оранецкий путь идет от Оранеца, мимо горы Сабли, по долине Санской, чрез гору Няройку (Njaroika), в долину Сукерьинскую, а оттуда чрез гору Квосмнер в Сукерьинския юрты».

Учитывая все сказанное выше, понятно, почему из Аранца стартовало большинство уральских экспедиций. В сентябре 1843 г. научная геолого-географическая экспедиция А. Кейзерлинга и П. Крузенштерна, организованная Министерством финансов и Корпусом горных инженеров, исследовала окрестности Аранца, а Кейзерлинг совершил с проводником выход к Сабле. В июле 1926 г. Печорская колонизационно-исследователь­ская экспедиция Наркомзема под руководством К.Ф. Маляревского прошла по всему Аранецкому тракту – от Аранца до Саранпауля, с восхождением на Саблю.

Но чаще всего в связи с Аранецким трактом упоминается имя иркутского купца и промышленника Сибирякова.

Сибиряков

Александр Михайлович Сибиряков (1849—1933) – самый крупный русский меценат в области арктических исследований, поисков сообщений на Севере и в Сибири. Всю свою жизнь он связал с Севером, с поиском наиболее удобных путей к его освоению на благо России. Сибиряков принадлежал к седьмому поколению купеческой династии – одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири; отец его был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства.

Сибиряков финансировал северные экспедиции шведского полярного исследователя и ученого Н. Норденшельда в 1876—1879 гг., шотландца У. Уиггинса в 1875—1876 гг., немецких естествоиспытателей О. Финша и А. Брема в 1876 г., француза Ш. Рубо в 1890 г., в 1880-х – экспедиции К.Д. Носилова по исследованию бассейнов Северной Сосьвы, Ляпина, Щугора, Илыча и перевалов через Северный и Приполярный Урал. За свои заслуги был избран членом научного и литературного общества г. Гетеборга, почетным членом Шведского общества антропологии и географии, награжден французской «Пальмовой ветвью». Именем Сибирякова Норденшельд назвал в 1876 г. остров в устье Енисея.

В Печорском крае Сибиряков оказал большое воздействие на развитие торговли: открыл в Ижме и Щугоре торговые амбары, где продавался хлеб из Сибири, доставленная из-за рубежа соль, а также мануфактура и бакалея. С 1884 до 1897 г. его пароход «Норденшельд» поддерживал сообщение между Архангельском, Печорой и Норвегией.

Но главным проектом Сибирякова в Печорском крае было, конечно же, обустройство круглогодичной дороги через Урал – из Сибири в Европу, для выхода сибирских товаров на европейские рынки. Первоначально он планировал обустроить дорогу из Аранца и даже построил в деревне «перевалочную базу» – склады для хранения товаров, перевозимых отсюда к Печоре и далее морем в Европу, и обратно – европейских товаров в Сибирь, по притокам Оби Сыгве и Сосьве. Зимой 1884—1885 гг. из Сибири в Аранец Сибиряков перевозит 38 тысяч пудов ржаной муки, а также до 10 тысяч пудов крупы, кедровых орехов, мыла, кожи, овчин, льна, сала. Из Аранца товар сплавляется по Печоре в Усть-Цильму, Пустозерск, Ижму, но главным образом – в низовья Печоры и далее за границу.

В 1884 г. Сибиряков, выясняя условия для постройки сухопутной дороги, совершает большое путешествие: морем на своем пароходе «Норденшельд» до устья Печоры, вверх по Печоре, затем на оленях через Урал, в Березово на Обь, а затем по реке Тоболу до Тобольска. В ходе этой поездки Сибиряков 15 сентября 1884 г. на нанятой упряжке оленей с проводником выезжает из Аранца через Урал, в Ляпин. По дороге, в чуме оленеводов под Саблей, он знакомится с другим исследователем Севера – К.Д. Носиловым, тоже направляющимся в Ляпин, – в одиночку, на собственной упряжке. Носилов, проводивший с начала 1860-х собственные исследования проходов через Уральский хребет, к тому времени уже неоднократно этим путем путешествовал: в 1883 году он чуть не погиб на перевале при переходе через Урал с остяцким обозом, а во второй половине января 1884г. – за полгода до встречи с Сибиряковым – уже проехал по маршруту Аранец-Ляпин дважды – туда и обратно, затратив на всю дорогу около двух недель. Впечатления от этой поездки он опубликовал в том же году в «Известиях Императорского Русского географического общества» и в книге «С Оби на Печору».

При встрече в чуме под Саблей Носилов описывает Сибирякову трудности Аранецкого пути: «Этот транзитный путь зимой настолько опасен и затруднителен, что в него отправляются не иначе как цельным караваном, даже с чумом и стадом оленей», и делится своими идеями прокладки дороги по иному маршруту – «пути Курбского» через верховья р. Щугор, которым шел отряд новгородцев «на Югру» осенью 1499 г.

И действительно: проехав через Урал Аранецкой дорогой за 12 дней (27 сентября он уже в Щекурье), Сибиряков остается ей недоволен. 8 ноября он пишет письмо в ИРГО, в котором сообщает, что находит пройденный путь слишком сложным и опасным: «для летнего переезда путь этот крайне неудобен; точно так же он неудобен и для зимнего». И в 1885 году Александр Михайлович принимает решение об изменении маршрута дороги, сразу отдав распоряжение своему доверенному в Аранце Пежемскому отправлять товары вместо Аранца на Щугор. Когда его распоряжение не выполняется, Сибиряков, вернувшись в январе 1886 г. из Иркутска, отстраняет приказчика от должности и занимается строительством на Щугоре сам. Вернувшись в Аранец, он приказывает разобрать оба выстроенные там склада и со вскрытием Печоры переправить материалы в устье Щугора, чтобы построить перевалочную базу там. Одновременно строились и легкие суда для плавания по мелководному Щугору.

Так Аранецкий тракт остался в стороне от «больших дорог», а Сибиряков и Носилов уже на следующий год отправляются в Ляпин по «пути Курбского» – через верховья реки Щугор.


Общая информация

Аране́ц (коми Аранеч) — деревня в Республике Коми. Входит в состав Приуральского сельского совета муниципального района Печора Республики Коми.

Деревня омывается с трёх сторон: с юга рекой Печора, с востока ручьём Вертным, с запада рекой Большой Аранец. В семистах метрах к северо-востоку от деревни, между ручьём Вертный и рекой Большой Аранец, впадающими в Печору, начинается непроходимое болото площадью 15 кв. км, закрывающее подход по суше и фактически превращающее деревню в географический остров. В километре ниже деревни по течению реки Печора расположен Аранецкий порог, один из трёх порогов на реке Печора, представляющий собой нагромождение природных каменных плит, скрытых под верхним слоем воды. В здешних местах люди селились с давних пор. Близ деревни археологами обнаружены древние орудия труда, обломки сосудов и украшения. Последние по времени предметы относятся к XII—XIV векам нашей эры. В ревизских сказках 1834 года деревня записана как Усть-Аранец. В ней были 4 хозяйства, из них два принадлежали Пыстиным, третье — Федору Петровичу Мезенцеву, четвёртое — Лариону Михайловичу Логинову.

  • Расстояние до областного центра: Сыктывкар ( 483 км. )
  • Расстояние до столицы: Москва ( 1391 км. )
  • Расстояния до города Печора (60 км.)


Аранец ВК

https://vk.com/club196607435


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь