В основе мифологии коми народа лежит момент сотворения мира.
Сотворение мира
Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных у коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов – Ена и Омöля (у коми-пермяков Ена и Куля; у удмуртов Инмар и Керемет). В мифологических словарях можно встретить следующую формулировку понятия «демиург»: «демиург (Δημιουργός, буквально, «творящий для народа»), мифологический персонаж, «мастер», созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём их изготовления».
Первоначальным материалом творения для богов был безграничный хаос, который представлялся в виде безбрежной водной стихии. По заметкам исследователей эта первобытная материя представляется «первозданным океаном», «безбрежным океаном», «беспредельным первозданным море-океаном».
Представления древних коми о материи первобытного хаоса не случайны. В мифологических системах финно-угорских народов вода является первоначалом всего сущего, дающая жизнь и среду обитания для множества разных живых субстанций. По мнению Н. Д. Конакова «Вода – это основа жизни. Человек как биологический вид не может существовать без воды. Человек рождается из воды (околоплодные воды). Но вода – это и смерть. Человек не может существовать в воде. Поэтому в символике антиномии «жизнь и смерть» вода не имеет жесткого знакового (плюс и минус) значения. Но его не имеет и хаос». Как не парадоксально, но в своих мифах о «пракосмосе» наши предки далеко опередили современные научные гипотезы о возникновении жизни из воды.
«Безбрежная» водная стихия статична, константна. И, возможно, в этих первобытных просторах само по себе ничего бы и не изменилось, если бы в ней не появились элементы динамики, жизни, души, представленных в совокупности в виде водоплавающих птиц. В большинстве дошедших до нас мифах, иллюстрирующих процесс космогенеза, фигурируют орнитоморфные образы. По одной из космогонических версий демиурги Ен и Омöль представлены в виде лебедя (юсь) и гагары (токты, гöгöра), причем вначале плавал только лебедь. «Решил Ен сотворить себе товарища, плюнул – из плевка его возник Омöль, в виде гагары. Захотел Ен создать землю, заставил гагару – Омöля нырнуть – тот нырнул и принес землю. Положил Ен принесенный кусочек на поверхность вод – и выросла суша».
Утка-прародительница
В других космогонических вариациях первообитатель хаоса – «утка-мать» (чoж) роняет четыре яйца жизнерождения в воду, а из двух спасенных вылупляются два брата утенка: Ен и Омöль.
Возмужав, они достают со дна «море-океана» утонувшие яйца и разбивают о спину утки-матери.
- От первого разбитого яйца тело утки-матери разрастается в длину и ширину и покрывается лесом и зеленью, а в небе загорается солнце.
- Из второго яйца Ен делает себе помощников.
- Омöль разбивает оставшиеся яйца: из третьего яйца появляются луна, озера, болота и зыбуны.
- Из четвертого яйца появляются помощники Омöля.
Потом Ен и Омöль принимают человеческий вид и переходят на землю. Эта версия «непорочного зачатия и чудесного рождения» в традиционном мировоззрении коми является доминирующей.
С появлением Ена и Омöля в коми космогонических мифах описывается процесс дальнейшего становления мира как результат последовательного введения основных «бинарных оппозиций», противоположных начал: жизни и смерти, добра и зла, неба и земли, солнца и луны, дня и ночи. «Посредством бинарных оппозиций первобытное сознание удивительно просто и в то же время гениально разрешило один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира – единства и борьбы противоположностей».
Ён
В дуалистическом мировоззрении древних коми Ен отождествлялся со светлым началом, небом, богом, дающим жизнь.
Если обратиться к лингвистике, то слово «ён» по коми определению значит «сильный, крепкий, здоровый». В результате опроса информантов, сделанных в ходе научной экспедиции в Сысольский район Республики Коми (2011 г.) была выявлена антропоморфизация и ассоциация Ена с солнцем: «Енмöй, Енмöй Шондiбанöй» (Ен, Ен Солнцеликий). Слово «Шондiбан» состоит из двух частей «Шондi» – солнце и «бан» – лик, от «чужöмбан» – лицо.
Омöль
Противоположным темным началом представляется Омöль как антагонист (противник) светлого и доброго. В коми мифологии Омöль отождествляется с темными подземными и подводными (загробными) силами. В обыденной речи у коми слово «омöль» имеет значение «худой, плохой, слабый, больной». Более ранний лингвогенетический аналог наименования «Омöль» можно предположить в коми терминах «омла», «омлöд», «омлöг», означающих «заводь», «омут», «глубокое место в реке», «яма на дне реки». Связь всех этих терминов с символикой так называемого нижнего мира несомненна.
Противоположность двух начал
На основании вышеизложенного можно предположить, что противостояние Ена и Омöля подводит изложение материала к основным мифологическим противоположностям «верх – низ».
Не спорят с этим утверждением и содержания мифов, в которых Ен и Омöль наделены разным обликом: лебедь и гагара или утка и гагара. В этих вариантах обозначена двойная идея: первоначальная тождественность и столь же изначальная тенденция к разделению. Если лебедь и утка – это птицы «верхнего мира», точнее – медиаторы между миром средним и миром верхним, то гагара (прекрасная ныряльщица) – аналогичный медиатор между миром средним и миром нижним, а поэтому – птица нижнего мира. Исходя из вышесказанного, следует, что орнитоморфные образы в коми мифологии, кроме функции творцов, играют еще роль символов, связывающих универсальную трехуровневую мировую структуру: верхний мир – средний мир – нижний мир.
Перейдя на землю Ен и Омöль стали ее совершенствовать путем творения новых элементов мироздания. Однако, в актах творения, принимали участие не только они. Так уже в момент, когда Ен разбивает первое яйцо о спину матери-утки, земля выявила способность к росту. Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту, вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, и лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Далее Ен создает реки, а Омöль – болота и озера. На основе чего вновь выявляется их дуалистическое противостояние: «вода текущая – вода стоячая». Ен создает камни, но они обретают способность к росту и тянуться в верх до тех пор, пока Ен не останавливает их рост – таким образом, появляются горы. По другим версиям мифов реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё землю приходит огромный медведь и всю её расцарапывает, после чего появляются водоемы и горы.
В это мифическое время, пока окончательно не утвердилась иерархия по вертикальной мировой оси «верх – низ», пока не установились стабильность и порядок, космос представлял динамичную, пластичную, изменяющуюся, субстанцию. Создавая элементы мирового порядка, демиурги, тем самым, определяли и сферы своих влияний. Это прослеживается в этиологических мифах.
Сотворение животных
В сотворении различных животных в коми мифологии принимали участие оба демиурга. Данный процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омöлем. «Так, Ен создал белку, чтобы человек мог на неё охотиться; тогда Омöль сотворил куницу, чтобы она ела белку; в ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску. Тогда Омöль создал в противовес ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и др. Кроме того, Омöль сотворил лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых».
Версии сотворения мира
В антропогонистических мифах наиболее распространённой версией происхождения человека у коми-зырян был миф, где Ен создает первочеловека из земли или глины. Ен делал человека и оживлял его без помощи Омöля, тот лишь пытался напакостить и осквернить творение Ена.
Существовали и другие версии происхождения первочеловека. Так, в одном из коми мифов говорится, что все животные появились из крови Омöля, когда он в облике лягушки упал с кочки и поранился. Некоторые коми считали, что человек появился из дерева и травы.
Завершается становление мира созданием неба и установлением трёхуровневой структуры вертикали космоса. Ен, завершив свой акт творения, строит небо и удаляется туда жить.
В небе он оставляет отверстие (вход-выход), чтоб спускаться по лестнице и исправлять свои недоделки или укрощать бесчинства. В качестве «космической лестницы» выступает «мировое древо» – универсальный мифологический символ. Это дерево, поднимающееся из первоначального холма, разделяет и в то же время связывает небо и землю (или верхний мир и нижний миры) и, как таковое, является самым поразительным символом дуальной организации мира и присущего ему единства. У коми синонимом «холма» откуда поднимается дерево, согласно мифам, является остров – «самовоспроизводящаяся земля».
В попытке завоевать верхний мир Омöль терпит поражение и оказывается заточенным со своей темной свитой в глиняные горшки, которые Ен закапывает в землю. После чего борьба за космический верх завершается окончательной победой Ена и удалением темного демиурга под землю, в космический низ.
Таким образом, в мифопоэтической картине мира древних коми центральное место занимают образы водоплавающих птиц, которые структурируют и закладывают основу данной картины. Мифы, прежде всего, космогонические превращают хаос в осмысленный космос, конструируют основные составляющие мира (вода, земля, небо) и его компоненты (флора, фауна, человек). Тексты коми космогонических мифов отражают мифологическую систему через совокупность представлений о мифологических персонажах и их функциях. Персонаж, который придает форму и закладывает структуру вселенной, в космогонии коми – это водоплавающая птица. В представлениях коми именно водоплавающие птицы способны к созиданию и формообразованию мира.
Творение космоса в коми мифологии предстает как результат совместной, хотя и противоборствующей деятельности антагонистических сил – Ена и Омöля. Суть творения во многом представляла собой создание и закрепление основных и вторичных «бинарных оппозиций», определявших сферы влияний светлого и темного демиургов.
Окончание мифологического времени и установление в космосе стабильности связано с окончанием борьбы за небо, завершившим формирование основной «бинарной оппозиции»: «космический верх – космический низ». По версиям мифологий древних коми, был сделан вывод, что для них была характерна универсальная трехуровневая вертикальная структура космоса, где все три уровня связывала вертикальная мировая ось. Наглядным материальным демонстратором этой идеи выступает универсальный стереотип в виде образа-символа – мирового дерева. После чего создание трёхмерной структуры мировой вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний был завершен.
Мультфильм о сотворении мира
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара — источник.