Зарни Ань — легенда коми народа о золотой богине

0
Зарни Ань gazetakomi.ru

Зарни Ань («Золотая баба», «Золотая богиня», «Золотая женщина») – дегендарный идол, предмет поклонения населения северо-восточной Европы и северо-западной Сибири.

О поклонении древне-коми населения Золотая баба упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396).

В описаниях идола Золотой бабы говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден еще один ребенок – внук (С. Герберштейн), истукане в виде старой женщины с ребенком на руках, а рядом другой ребенок – внук (А. Гваньини), скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).

В работах русских ученых 18 века (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба – древне-коми божество, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься коми язычниками. Тем не менее каких либо упоминаний об этом факте и о самом существовании некогда у коми женского божества Золотой бабы и его идола в фольклоре народа коми не зафиксировано.

Коми термин Зарни ань в фольклоре также отсутствует, хотя достаточно часто приводится в научных работах как название верховного женского божества, символа плодородия и благополучия.

Косвенные свидетельства о наличии такого божества у древне-коми населения прослеживается в устном народном творчестве достаточно четко.

Житие Стефана Пермского

Предки коми были язычниками. В «Житии Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым в конце XIV столетия, говорится о языческих богах, олицетворением которых были идолы. Им поклонялись и приносили в жертвы шкуры животных — «или соболи, или куницы, или горностаи... или лисицы, или медведи, или рыси, или белки». Еще жертвовали изделия из драгоценных металлов, бронзы и железа.

В «Житии» упоминаются разные по значению кумиры: боги, «большие и меньшие, другие средние», расположенные по погостам, в домах и лесах. Вероятно, речь идет о семейных, родовых и племенных богах. Языческие боги были покровителями охоты и рыболовства, основных хозяйственных занятий предков коми. В «Житии» сказано, что к старым кумирам приходят «издалече», принося «от дальних мест приносы и поминки», приходят «и за три дня, и за четыре, и за неделю...»

Наделенные сверхъестественной силой и способностями, древние боги могли помочь в охоте и других делах людей, но для этого их надо было задобрить.

Кумирницы

Стефан Пермский, развернув работу по христианизации коми в конце XIV века, активно занимался уничтожением древних кумирниц. В Вычегодско-Вымской летописи до¬вольно живо описана эта сторона деятельности «пермского владыки»: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях».

Кумирницы представляли собой избушки с идолами в глухих лесах или просто на деревьях, которые непосвященным не так-то просто было обнаружить. Небольшие родовые святилища знали только члены одного рода. Крупные кумирницы были доступны всем.

В конце XIV столетия многие кумирницы пермян Стефан уничтожил, но часть еще сохранялась в наиболее глухих уголках Пермского края — на Удоре, Вишере и других местах.

Найденный идол

Одним из найденных родовых святилищ предков коми является культовое место над озером Шойтаны, на холме Джуджыдъяг, близ современного Сторожевска. На памятнике найдены предметы языческого атрибута — бронзовый птицевидный идол, монетовидная серебряная подвеска с изображением сцены охоты, многочисленные бронзовые шумящие подвески и пронизки, бубенчики (один из них поныне издает переливчатый звон).

Все эти предметы лежали в одном месте, компактно. Чуть в стороне было обнаружено место культового костра — обширная круглая каменная вымостка сосплошным углистым слоем на ней. Некоторые украшения оплавлены, вероятно, здесь был пожар, уничтоживший кумирницу с идолами. Любопытно, что здесь же были найдены обломки двух древнерусских глиняных сосудов, изготовленных на гончарном круге. Не побывал ли и здесь Стефан Пермский со своими людьми в период борьбы с языческими «погаными кумирницами»? А может, сюда нагрянула новгородская ватага ушкуйников, которая на своих легких ладьях-ушкуях бороздила Вычегду? Святилище всего в полутора километрах от реки, легкая добыча; Холм Джуджыдъяг хранит свои тайны...

По народным преданиям и «Житию», Стефан разрушил и предал огню крупные языческие капища пермян у села Гам на нижней Вычегде и у «священной» березы в устье Выми. Были и другие места поклонений богам-идолам.

«Золотая богиня» (Зарни ань)

До сих пор не прекращаются споры о судьбе якобы существовавшего главного божества предков коми — «Золотой бабы» или «Золотой богини» («Зарни Ань»).

Самое ранее упоминание о ней содержится в Софийской летописи, где говорится (под 1298 годом) о крае пермян. Они, язычники, «ни бога не знают, ни закона не ведают», а поклоняются «идолам, солнцу, огню, воде, камням, деревьям... кудесникам и волхвам, и Золотой бабе».

О ней упоминается в 1510 г. в послании митрополита Симона «пермскому князю Матвею Михайловичу и пермичам». Интересно, что в XVI веке сведения о «Золотой богине» просочились за рубеж. Австрийский путешественник, посол императора Максимилиана Сигизмунд Гербертштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 г.г., написал «Землеописание Московии», частью которого являлся «Указатель пути к Печоре, Югре и к реке Оби». Описывая пути на север России через Вологду, Великий Устюг и далее на Восток за «Пояс Земли» (Урал), автор сообщает о диковинных народах Сибири.

На карте, составленной Гербертштейном, в низовьях Оби (на левом берегу) изображена женская фигура с копьем в правой руке, под ней подпись: «Золотая баба». На карте Московии, которую в 1562 году составил англичанин Антоний Дженкинсон, на правобережье Оби изображена статуя женщины на пьедестале с ребенком на руках. Вокруг нее стоят коленопреклоненные люди, видимо, выражающие свое почтение могущественному божеству, взывающие о помощи и заступничестве. Рядом с богиней надпись английскими буквами «Золотая баба». Джильс Флетчер, посланный из Англии к русскому царю Федору Ивановичу для заключения в 1588 г. дружественного союза и восстановления торговых сношений с Россией, писал, что на Оби стоит не статуя богини, а скала, имеющая вид женщины с ребенком на руках.

Все это говорит о том, что сведения, доходившие до иностранцев, были сбивчивы и противоречивы, полагаться на них рискованно. Заслуживает внимания лишь одно обстоятельство. Д. Морган подмечал, что чем позже встречаются сведения о «Золотой бабе», тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Прежде ее «помещали» на землях Вятки или Перми. На карте Вида она переместилась в Обдорию западнее Оби. Наконец ее сдвигают на саму Обь и даже восточнее. А в XVII веке известия о богине почти вовсе исчезают.

Перемещение идола с запада на восток — факт несомненный, требующий объяснения. Русские свидетельства говорят о том, что первоначально (если речь идет об одном, а не нескольких идолах) «Золотая баба» была западнее от Урала. Чем глубже русское проникновение в пермские земли, тем дальше отодвигается божество.

Упоминания ученых

В 1771 г. во время своего путешествия по различным областям России, крупный русский ученый академик И. И. Лепехин побывал и в Коми крае. В своих «Дневных записках» он утверждал, что в период христианизации некоторые коми бежали за Урал, на Обь, унесли с собой «Золотую бабу» и богатства своей главной кумирницы, спрятав их в безбрежных зауральских лесах.

Известные российские историки Н. М. Карамзин, В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер тоже писали о «Золотой бабе». В. Н. Татищев в своей знаменитой «Истории Российской», написанной в середине XVIII столетия, отметил, что предки коми почитали многих идолов, но «паче инех бабу златую».

Есть ли доказательства?

Прямых доказательств существования «Золотой богини» нет. Но не исключено, что в этой романтической легенде отражен факт былого существования главного, центрального божества пермских земель, которое было спрятано противниками новой веры где-то в глухих районах зауральского севера в период миссионерства Стефана Пермского. Известно, что предки коми гораздо раньше русских проникали за Урал в поисках пушнины, знали туда пути и даже имели там постоянные поселения еще в XII — XIV вв. о чем свидетельствуют раскопки свердловских археологов на Оби.

Следует отметить, что легенда о «Золотой богине» перекликается с преданием о мифическом храме — капище Иомалы биармов, известном по скандинавским сагам. Примечательно, что в храме Иомалы прислуживала женщина — жрица.

Богиня «Зарни ань» еще не найдена. Но совершенно ясно, что легенда о ней возникла не на пустом месте. Коми прятали своих богов от посторонних, пришлых людей. Даже в нашем веке были найдены древние капища с идолами. В 1926 году охотник П. А. Вокуев случайно обнаружил в Ухтинском районе пещеру с идолами. Один из них хранится в Коми республиканском краеведческом музее. Тысячу лет о ней никто не знал! И только в 1982 году там были проведены археологические раскопки. Найдены серебряные бляшки, монеты, древние изделия.

Может, и «Зарни ань» до сих пор ждет своего открытия?

Источник публикации: Королев К. Легенда о «Золотой бабе» / К. Королев, Э. Савельева // Памятники Отечества : альманах Всерос. общества охраны памятников истории и культуры. – Москва, 1996. – С. 65-67.

Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара для группы «Интересные факты о Республике Коми»


ИСТОЧНИКГерои коми легенд и преданий

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь